суббота, 18 января 2020 г.

Светлана Капанина о своем пути в большой спорт

Светлана Капанина о своем пути в большой спорт

Светлану Капанину называют лучшей летчицей столетия, ведь она - 7-кратная Абсолютная Чемпионка Мира по высшему пилотажу, 2-кратная Абсолютная Чемпионка Всемирных Воздушных Игр, 4-кратная Абсолютная Чемпионка Европы, обладательница множества медалей, наград и орденов. При этом, Светлана еще и очень творческий человек. Специально для своего и для нашего сайтов она рассказала о своем пути в большой спорт.
Я родилась 28 декабря 1968 года в городе Щучинск Кокчетавской области (Казахской ССР). Мой папа - очень спортивный человек: работал таксистом и занимался фигурным автовождением на льду, был в этой дисциплине вице-чемпионом Казахстана. Он и сейчас каждое утро делает зарядку и поднимает гири. Позже «баранку» таксиста он сменил на должность егеря Рыбохотнадзора. Мама всю жизнь проработала простым рабочим. В советское время - бухгалтером на базе в Промторге, а потом оператором автозаправки. У меня есть замечательная сестра Лариса и брат Олег. Семья всегда мне помогает и поддерживает! Я их очень люблю!!!
Я пошла по стопам отца. Увлекалась мопедами, мотоциклами, занималась спортом. Отстаивала честь школы и класса во всех спортивных мероприятиях и «Зарницах». Хорошо бегала на короткие дистанции, шесть лет занималась спортивной гимнастикой, выполнила норматив кандидата в мастера спорта. Меня даже приглашали в Целиноградскую школу Олимпийского резерва, но я отказалась из-за того, что тренера, Руппель-Ерёмушкину Ларису Александровну, со мной не пригласили.
Ларису Александровну я обожаю и от всего сердца благодарю за её любовь к своим воспитанникам, за человечность, которую она вложила в своих спортсменов!!! Ведь очень многое в формировании ребенка зависит от первого тренера. Мой тренер прививала девчонкам доброту, любовь к своему делу, уважение к членам команды и к соперникам, силу воли и трудолюбие, стремление к победе  и многие другие положительные качества...
После восьмого класса я поступила на  фармацевтическое отделение Целиноградского медучилища. Помню, что окна  общежития выходили на лётное поле - чуть ли не каждый день наблюдала за  полетами планеров, правда они меня тогда не впечатляли, а вот прыжки  парашютистов серьезно заинтересовали. Я захотела прыгнуть с парашютом.  Подбила на это дело девчонок, и  группой в семь-восемь человек мы  отправились в местный аэроклуб, правда, медкомиссию удалось пройти  только мне. Но одна заниматься в клуб я не пошла: занятия заканчивались  поздно, ездить было далеко, проводить было некому - женское общежитие, к  тому же, порой складывались непростые отношения с преподавателями...
После восьмого класса я поступила на фармацевтическое отделение Целиноградского медучилища. Помню, что окна общежития выходили на лётное поле - чуть ли не каждый день наблюдала за полетами планеров, правда они меня тогда не впечатляли, а вот прыжки парашютистов серьезно заинтересовали. Я захотела прыгнуть с парашютом. Подбила на это дело девчонок, и  группой в семь-восемь человек мы отправились в местный аэроклуб, правда, медкомиссию удалось пройти только мне. Но одна заниматься в клуб я не пошла: занятия заканчивались поздно, ездить было далеко, проводить было некому - женское общежитие, к тому же, порой складывались непростые отношения с преподавателями...
После окончания медучилища по распределению меня направили в Курган, в аптеку при железнодорожной больнице. Через месяц я отыскала местный аэроклуб... иду по коридору, а тут  какой-то инструктор перехватывает и начинает усиленно уговаривать не в парашютную секцию идти, а «записаться на самолеты». Ну, я  и записалась. Несколько месяцев занималась теорией и самолетов в глаза не видела. А когда, наконец, первый раз посадили в самолет и «прокатили», по заданию был полет строем в составе звена из трех самолетов, то меня этот спокойный горизонтальный полет не впечатлил.
С трудом уволившись с аптеки (в те времена, было очень строго с отработкой по распределению после учебы), я собралась уезжать домой, в Щучинск, но тут прибежал Евгений Боровинский (потом летали с ним в одной группе) и говорит: «Рукавишников просил не уезжать насовсем, пока не прокатишься на пилотаж». Рукавишников Александр Васильевич был тренером в Курганском авиаспортклубе (АСК). О нем говорили: «Он и обезьяну летать научит...». Александр Васильевич сразу уловил спортивный характер юной девчонки, приплюсовал вестибулярный аппарат и физические возможности, доставшиеся от спортивной гимнастики, и очень не хотел терять, по его словам, «перспективного спортсмена». Я очень благодарна ему за настойчивость, с которой он убеждал меня остаться!!!
В общем, погостила дома и вернулась. Думала, что на несколько дней - уважить тренера. Тогда Рукавишников договорился с начальником АСК, чтобы Солодовников Леонид Аркадьевич (он стал потом моим тренером) устроил мне «настоящий прогон», а не как обычно делают для новичков, чтобы их раньше времени не испугать.
Это был самый невероятный полет, таких ощущений больше никогда в жизни я не испытывала: потрясающая крутизна, небо и земля с бешеной скоростью вращались вокруг самолета, и пусть голова - в шишках от ударов о фонарь кабины, мне ужасно понравилось! Этот полет определил всю мою дальнейшую судьбу...
Меня тут же оформили техником-электриком связи при АСК - и я начала летать. Мама, конечно же, пришла в ужас: «Если ты в этом аэроклубе останешься, ты мне больше не дочь!». Но я свою маму знаю, и действительно, ее гнева хватило лишь на пять дней. Потом она часто говорила: «Даже если ты полетишь в космос, я не удивлюсь».
Так уж получилось, что спортсменкой А.В. Рукавишникова я не стала, но он во многом помогал и поддерживал... Очень ценю все, что он сделал для меня.
Первым инструктором был Николай Голубцов. Он иструкторил первый год, но был очень опытным спортсменом и великолепным человеком.
Со второго года я стала летать у замечательного штурмана, инструктора, тренера -  Солодовникова Леонида Аркадьевича. Это человек, который в самолетном спорте дал мне ВСЁ: пилотаж, почерк, летный характер, шарм, силу и красоту полета, стремление к победам... С ним мы прошли через многое: слезы и обиды на тренировках, горечь поражений и радость побед на соревнованиях, короткую семейную жизнь... Скорблю о том, что жизнь его так рано оборвалась... Он мой «ангел-хранитель»!
С 1991 года я вошла в состав сборной команды России по высшему пилотажу.
К имени Л.А.Солодовникова  хочу добавить еще несколько имен тренеров, которые впоследствии помогали и продолжают помогать мне тренироваться и готовиться к соревнованиям: К.Г.Нажмудинов, А.Г.Шпиговский, В.Н.Чмаль.
В 1993 году выступала на первых международных соревнованиях - чемпионате Европы. Потом,  соревнования стали проходить всё чаще - по нескольку раз в год, и так уже более 20 лет.
С 2000 года работаю на фирме «Сухого» летчиком-инструктором 1класса.
Сейчас живу в городе Москве. У меня прекрасный муж - Владимир, и чудесные дети - сынуля Пересвет и  доченька Есения. Они мои «ангелы-хранители» на земле! Они всегда за меня молятся! И все мои победы для них!!!

Комментариев нет:

Отправить комментарий